Вылетов опять не было. Пассажиры негодовали.

Ещё больше негодовала менеджер типографии Марина, глядя на работу резчика Степана. Это были визитки за четыре с половиной тысячи рублей, за которыми клиент хотел приехать через полчаса. Марина понимала, что результату он точно не обрадуется. Степан сказал, что вылетов не было и он порезал визитки как смог. Марина метнулась к дизайнеру-печатнику Иллариону, но тот сообщил, что напечатал так, как было в макете.

Марина, Илларион и Степан каждый день думают о вылетах, но не в Женеву и Франкфурт, и даже не в Лос-Анджелес.

Вылетами в типографии называют поля «под обрез». Они должны быть в дизайн-макете, несмотря на то, что после резки их не останется.

«Но зачем они тогда вообще нужны?»

Потому что без них у Степана не получится порезать как надо.

Вот как это выглядит на примере визитки в онлайн-конструкторе:

01

Поля по периметру визитки обозначают те самые вылеты, или «поля под обрез». Голубого цвета они сделаны просто для наглядности.

Когда дизайнер-печатник Илларион получает макет в печать, он сначала раскладывает визитки на печатном листе, примерно вот так (это не весь лист, а только его угол):

02
после чего печатает нужное количество листов.

Например, для сотни визиток это четыре или пять листов 32 на 45 сантиметров в зависимости от размера визитки. А для тысячи визиток — уже около 40 таких же печатных листов.

«Ну и где эти самые вылеты? И зачем черные палочки по краям?»

После печати листы нужно будет порезать, чтобы из них получились визитки. Резчик Степан сложит листы пачкой и порежет ее по меткам — вот этим черным линиям, которые Илларион заботливо поставил между визитками и по краям листа. Вылеты тут тоже есть, они находятся между соседними метками реза и за метками на углу листа.

После резки Степан заботливо упакует пачку ровных визиток 90 на 50 миллиметров, а отрезанные вылеты выбросит в коробку с макулатурой.

Как выглядела бы ситуация, если бы вылетов не было? Недовольный Степан пришел бы к Иллариону и Марине, потому что без вылетов у него не получится порезать визитки в нужный размер:

03

«Это очень похоже на прошлую картинку. Типа найдите десять отличий?»

Похоже, но не то же самое. Единственное и очень важное отличие — в стыках между визитками и в левом верхнем углу. Здесь нет магических вылетов и метки реза идут там же, где кончается фон визитки! Если воображаемый Степан порежет пачку листов по таким меткам, то из-за допустимой при резке погрешности у воображаемой Анны Субботиной на части визиток слева, сверху и снизу появятся небольшие белые поля, чему она будет не рада, ведь на экране фон был нарисован «в край». Визитки придется либо перепечатать, либо порезать в размер на несколько миллиметров меньше, например 87 на 47 вместо 90 на 50 миллиметров, что а) не совсем правильно и б) не всегда возможно технически.

«И что же, без вылетов никогда не получатся визитки нужного размера?»

Не совсем так. Вполне себе получатся — например, вот с таким макетом визитки с белыми полями:

04

Степан попросит Иллариона в следующий раз разложить их на листе вот так:

05

На своем полиграфическом языке они называют это «чистым резом». Так можно сделать только в том случае, если никакой графический элемент не идет «в край».

Иногда клиент присылает в печать дизайн-макет собственного сочинения, и Марина говорит ему, что в нем нет вылетов. При этом, если расстояние от текста до края позволяет чуть-чуть растянуть макет пропорционально, чтобы «поля под обрез» волшебным образом появились в нем, то с разрешения клиента это будет сделано. Например, вот такой макет Илларион может чуть увеличить, чтобы Степану было что отрезать:

06

А вот с таким макетом сложно что-то сделать, если всё уже слито в одну картинку и нет возможности подвинуть текст:

07

А вот визитка, которая подтолкнула меня к написанию этого поста. Не мы ее печатали, и она вообще не из России, чтобы никого не обидеть:

08a

Я видел много подобных карточек, но эта замечательна тем, что напечатана на плотном картоне с матовой ламинацией и (этого не передает фотография) на ощупь напоминает тонкий пластик. Теплая текстура дерева на фоне тоже смотрится очень приятно. Но в дизайн-макете, сверстанном не совсем профессионально, не было вылетов, а при растягивании всей картинки телефон и мейл оказываются под угрозой исчезновения, так как находятся в опасной близости от нижнего края.

Воображаемым Иллариону и Марине не оставалось ничего иного, кроме как предложить клиенту добавить белые поля вокруг картинки, хотя задумывался этот дизайн по-другому. Может быть, они также были готовы за небольшую плату аккуратно дорисовать 5-7 миллиметров деревянной текстуры снизу, чтобы ее можно было обрезать, не повредив текст, но не был готов клиент.

А воображаемый Степан при резке почему-то сделал белые поля неравномерными. Но это, пожалуй, тема для отдельной статьи. Как и тот факт, что, когда телефон поменялся, клиент дописал новый от руки, хотя это было непросто сделать поверх матовой ламинации, и он не слишком хорошо читается. Об этом я писал в прошлой статье «7 простых способов испортить визитку».

«И какие выводы из этого всего нам сделать?»

1. Никогда не ставьте текст, логотип и другие значимые элементы слишком близко к краю.
Это и смотрится неаккуратно, и технически ничего хорошего не даст.

2. Имейте в виду, что если фон нужно печатать «в край», то типографии нужно будет отрезать чуть-чуть этого фона. И это относится не только к визиткам, просто на их примере это удобно показывать. К листовкам и многостраничным буклетам это тоже применимо, и там есть еще больше всяких деталей.

3. Делайте дизайн-макеты в профессиональных графических редакторах.

Илья Соловьев / www.prontoprint.ru

09a